Крис Кельми

Жанр: Популярные исполнители

Об артисте

Кельми Анатолий Арьевич (р. 21 апреля 1955) — рок- и поп-певец. С четырех лет играет на фортепиано. В 1969 закончил музыкальную школу имени И. Дунаевского по классу фортепиано, а в 1977 Московский институт инженеров транспорта (учился вместе с В. Кузьминым). С 1977 по 198О учится там же в аспирантуре. В 1983 поступает в музыкальное училище имени Гнесиных (эстрадный факультет, педагог — И. Бриль).


Свой первый ансамбль «САДКО» Кельми организует в школе в 1970 (в нем играл сын Б. Окуджавы И. Окуджава). В это же время «САДКО» являлся дублирующей командой «РУБИНОВОЙ АТАКИ». С 1972 группа носит название «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» (К. Кельми — вокал, бас; А. Ситковецкий — гитара, вокал, Ю. Титов — ударные). Позднее в коллектив приходят — А. Давидян (1973, основной солист) и А. Кутиков (1974, бас). С приходом последнего группа начинает исполнять свои песни на английском языке. Группа тесно сотрудничает с поэтессой М. Пушкиной. В 1975 состав меняется в корне — М. Файбушевич (вокал), А. Абрамов (ударные), П. Осипов (бас), К. Кельми (орган, вокал), А. Ситковецкий (гитара, вокал). Были выпущены «самиздатом» 4 магнитоальбома (1974, 1976, 1977 и 1978). Состав 1976 считается самым сильным — А. Кутиков (вокал, бас), В. Ефремов (ударные), А. Ситковецкий (гитара, вокал), К. Кельми (вокал, орган). В этом составе «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО» выступило в Риге (Рок-фестиваль на Певческом Поле,1977). Они первыми стали использовать световые эффекты (стробоскоп) и декорации на сцене во время выступлений (2-й Таллинский рок-фестиваль, 1978). После исполнения Прометея и Сатанинских плясок, горком комсомола запретил их выступления.


В 1979 А. Ситковецкий собирает музыкантов с высшим музыкальным образованием и организовывает группу «АВТОГРАФ» — В. Якушенко (ударные), Л. Гуткин (бас-гитара), Л. Макаревич (клавишные), А. Ситковецкий (гитара), К. Кельми (клавиши), С. Брутян (вокал). Основной акцент делается на электронную музыку. На рок-фестивале в Тбилиси (1980) группа завоевывает 2-е место, уступив «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ». В этом же году выходит дебютный миньон «АВТОГРАФА» «Пристегните ремни безопасности» («Мелодия»).
Летом 1980 М. Захаров приглашает группу на прослушивание в Театр имени Ленинского комсомола ( к этому времени театральный ансамбль «АРАКС» ушел на эстраду). Группа приняла новое название «РОК-АТЕЛЬЕ». С 1980 по 1986 музыканты «РОК-АТЕЛЬЕ» участвуют в 4 спектаклях — «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль Уленшпигель», «Люди и птицы» (музыка К. Кельми).


В1981 группа состояла из братьев Павла и Александра Смеянов (после гибели Саши Смеяна в 1981 бас-гитару взял в руки К. Чалаев), Ю. Титова (ударные), Б. Оппенгейма (клавишные), С. Березкина (гитара), К. Чалаева (бас-гитара), А. Садо (вокал), К. Кельми (клавиши). Группа много гастролировала вместе с театром — Франция (1983, театр Эспейс, Пьера Кардена), Голландия (1985) и др. «РОК-АТЕЛЬЕ» пишет музыку к двум мультипликационным фильмам — «Пес в сапогах» (1982) и «Парадоксы в стиле рок» (1984). В это же время группа выступает и на эстраде. Особенно активно гасролировали в 1985—86, когда в группе играл А. Барыкин. К хитам этого периода относятся: Эй, парень, не торопись! (музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной), Распахни окно (музыка К. Кельми, слова П. Смеяна), Я пел, когда летал (музыка и слова А. И П. Смеяна), Романс морских офицеров (музыка А. Рыбникова, слова А. Вознесенского). В 1985 английская телекомпания снимает телеверсию спектакля «Юнона и Авось» с участием «РОК-АТЕЛЬЕ». Его фонограмма была записана в студии при театре, одной из лучших, по тем временам.


В 1987 группа становится коллективом Йошкар-Олинской филармонии, где работает вместе с «ЧЕРНЫМ КОФЕ». В том же году на «Новогоднем Огоньке» звезды отечественной эстрады — А. Макаревич, А. Градский, Е. Маргулис, Ж. Агузарова, М. Капуро, П. Смеян, В. Сюткин, А. Иванов, С. Минаев, Н. Ветлицкая и др. спели песню К. Кельми Замыкая круг. Подобный опыт повторяется в 1990 с песней Верю я и в 1994 с песней Россия Воскресе! на стихи А. Вознесенского. В 1989 «РОК-АТЕЛЬЕ» в составе: Л. Давыдов (саксофон), А. Ярыш (гитара), А. Багнов (бас-гитара), К. Вертенников (гитара), В. Захаров (ударные), В. Усланов (вокал), К. Кельми (клавиши) с программой «Ночное рандеву» переходит в Театр песни Аллы Пугачевой и принимает участие в «Рождественских встречах».


С 1994 Крис Кельми начинает сольную карьеру. Самые известные его песни — Старый волк, Леди блюз, Козырная дама, Усталое такси, Две свечи на ветру.
Увлекается спортом. Вице-президент футбольного клуба звезд эстрады «Старко». Участвует в теннисном турнире «Большая шляпа».