Александр Толмацкий: «Я занимаюсь «ручной сборкой» артистов»

Александр Толмацкий - один из немногих российских продюсеров, которые продвигают r'n'b-культуру в России. Сегодня он является управляющим клуба «INFINITI», где собираются столичные поклонники стиля r'n'b.

Помимо этого, он продюсировал такие группы, как: «BAD BALANCE», «BAD B АЛЬЯНС», Лигалайз. Специально для TopPop.ru Толмацкий поведал о том, что такое продюсер, выгодно ли сегодня заниматься шоу-бизнесом, а также о трудностях продвижения r'n'b культуры в России.

- Почему вы пропагандируете именно это направление?
- Я это делаю только потому, что мне это интересно. Вполне возможно, что если бы я этим не занимался, нашелся бы кто-то другой, но поверьте, всякое новое начинание необходимо продвигать. В свое время кто-то пропагандировал и продвигал стиль диско, рок-музыку. Кроме меня есть еще достаточное количество людей, которые занимаются развитием r'n'b культуры в России, но наша команда стояла у истоков этого направления.

- Чем отличается r'n'b-культура в России и на Западе?
- В России r'n'b-культура находится в зачаточном состоянии, причем клубное движение вполне приближено к западному уровню, а вот музыкальная составляющая еще очень слабая. У нас нет достаточного количества исполнителей этого направления. Среди популярных могу назвать только Банд' Эрос, Потапа и Настю Каменских. Серега - это уже не r'n'b, а поп-рэп. Отечественную r'n'b-культуру нельзя назвать более попсовой, чем западная, она просто еще не сформировалась. Сейчас я работаю с новой группой «Бархат» (участницы проекта «Девчонки r'n'b» - прим. автора), и мне кажется, что на сегодняшний день они наиболее близки к западному пониманию этого стиля. При этом надо понимать, что хип-хоп - это общее понятие, многие путают его с r'n'b-стилем, но рэп, андеграунд реп, r'n'b - все это составляющие хип-хопа. Кстати, культура хип-хопа включает не только музыку, это и граффити, и брейк-данс, и некоторые современные виды спорта. Думаю, что в отдельных отраслях этой культуры мы уже перешагнули некую планку, но с музыкальным направлением r'n'b у нас еще не все в порядке.

- Эта музыкальная культура может стать массовой? Или она рассчитана в основном на «золотую» молодежь?
- Направление r'n'b давно стало массовым. Обратите внимание, что у большинства современных артистов в песнях появляются соответствующие аранжировки, саунд. Многие не понимают того, что r'n'b - это и есть современная попса, в истинном значении этого слова, то есть популярная музыка. Когда-то и рок был попсой, теперь вот рэп перешел в разряд попсы, и это естественно. Бритни Спирс и Acon - это все попса, то есть качественная популярная музыка. И 50 Cent - тоже попса! И не надо стесняться этого слова, только недалекие люди стесняются того, что они делают. Сегодня все без исключения исполнители, даже те, кого презрительно называют «попсой», стремятся к хорошему качеству музыки, потому что современные технологии позволяют это делать. Сейчас просто стыдно выходить на сцену с «лоховским» материалом.

- Вы давно работаете в российском шоу-бизнесе. Что изменилось, скажем, за последние 10 лет?
- Думаю, что он совершенно не изменился, появились другие деньги, люди, новые возможности, а сам шоу-бизнес остался таким же, как и 30 лет назад. Да, и 30 лет назад у нас тоже был шоу-бизнес. Ведь любое массовое мероприятие, привлекающее огромное количество людей, уже можно назвать шоу-бизнесом. Поэтому даже в советские времена у нас были артисты, концерты, гастроли, основанные на товарно-денежных отношениях. Так что по сути мало что изменилось.

- Но за последние несколько лет появились продюсеры, которых до этого не было.
- Они были, просто их так не называли. Продюсер - это талантливый организатор, который умеет сделать из таланта продукт и потом его продать. Грубо говоря, это человек, продающий воздух. «Фабрика звезд» приучает публику думать, что продюсер - это композитор, но это неправильно и однобоко. Скорее, продюсер тот, кто умеет работать с разными композиторами, эдакий разносторонний человек, умеющий организовывать вокруг себя движение.

- Как думаете, почему Виктор Батурин обвинил Диму Билана в пропаганде чуждой российскому слушателю «черной музыки»?
- Думаю, на это вообще не надо обращать внимания. Его высказывание можно отнести к одной из форм «семейного» пиара, а по содержанию - это просто глупость. Думаю, он и сам понимает, что сказал что-то неумное.

- Западные r'n'b-исполнители не стесняются своего криминального прошлого и даже поют об этом в песнях. Наша тюремная лирика, так называемый шансон, в этом смысле, наверно, близок r'n'b?
- Да, тексты, которые поют западные артисты, мало, чем отличаются от текстов наших шансонье. Но эти направления вообще нельзя сравнивать музыкально. Более того, не надо думать, что американские рэпперы все сплошь уголовники. Большинство песенных историй, связанных с криминалом, просто выдуманы и не имеют ничего общего с реальной жизнью. Для того и существует пиар, чтобы придумывать красивые легенды. На самом деле из них «сидели» единицы.

Вы не представляете, какие мне иногда приносят записи начинающие артисты, они все мнят себя «реальными пацанами» и поют такое, что уши вянут. Но это же одни понты, они даже слова произносят неправильно, я имею в виду ту тюремную лексику, которую они используют в своих песнях. Какие уж тут «пацаны»!

- Почему у нас пока нет ни одного женского r'n'b-коллектива?
- Я говорил, что мы сейчас запускаем новый проект - группу «Бархат». Надеюсь, что это будет самая удачная женская r'n'b-группа. В ближайшее время они станут мегапопулярными. Вообще, многие наши исполнительницы могли бы работать в этом жанре. Скажем, Юля Началова могла бы стать одной из лучших певиц этого направления. У нее даже тембр голоса соответствующий.

Недавно закончился наш совместный проект с телеканалом MTV, который назывался «Девчонки r'n'b», в рамках реалити-шоу мы планировали показать процесс создания группы. Надо сказать, что это совершенно не то же самое, что «Фабрика звезд», мы не устраивали конкурс, никого не выбирали, мы работали с определенными исполнительницами. Мы пытались сделать самодостаточный коллектив, когда люди все делают сами - сами сочиняют музыку и тексты, сами поют, танцуют. Наша задача заключалась в том, чтобы вырастить из наших кандидаток настоящих артистов. По-моему, мы с ней справились, и в итоге получилась очень удачная женская группа.

- Как вы считаете, способны ли вырастить достойную молодую смену нашим артистам такие проекты, как «Фабрика звезд» и «СТС зажигает суперзвезду»?
- Я прекрасно отношусь к «Фабрике звезд», «СТС зажигает суперзвезду» и прочим подобным конкурсам, потому что они, действительно, позволяют молодым артистам раскрыть свои таланты, продемонстрировать возможности. Посмотрите, сколько новых артистов мы получили, благодаря «Фабрикам». Учитывая тот жесточайший отбор, который проходили претенденты на участие в телепроекте, можно сказать, что там готовят достойных артистов. «Фабрику звезд» часто критикуют, мол, устроили конвейер по производству артистов. Ну и что! Mercedes и BMW тоже производят на конвейере, разве они от этого стали плохими машинами?

- Но ручная сборка все же лучше?
- Это мы сейчас о чем? О машинах? Продукты ручной сборки всегда дороже, но не всегда лучше. Что плохого в том, что коллектив грамотных педагогов уже в седьмой раз выпускает хороших артистов? Они имеют удачный опыт подготовки исполнителей, знают все тонкости и подводные камни шоу-бизнеса, неужели это пойдет будущим звездам во вред? Я занимаюсь «ручной сборкой» артистов (смеется), но был бы очень рад, если бы меня пригласили поучаствовать в «Фабрике звезд» в качестве продюсера.

- Выгодно ли сегодня заниматься шоу-бизнесом?
- Не могу сказать, что это доходный бизнес. То, что это очень тяжелое занятие, правда. Все заоблачные доходы от так называемых корпоративов - фикция. У артистов просто не может быть такого количества концертов, чтобы перекрыть расходы на съемку клипов и запись альбомов. В основном, большинство продюсеров занимаются своим делом из любви к искусству, ну и чуть-чуть зарабатывают, как в любом другом бизнесе.

- Ходили слухи, что вам предлагали возглавить «Фабрику звезд-8»?
- Я не первый раз слышу от журналистов, что мне якобы предложили стать продюсером этого телепроекта, но лично мне об этом ничего неизвестно. Никто ко мне не обращался с таким предложением. Думаю, такое вряд ли возможно. У меня никогда не было никаких отношений с Первым каналом, не думаю, что меня хотели бы видеть в качестве продюсера «Фабрики».

- Какими продюсерскими проектами вы сейчас занимаетесь?
- Я помогаю Лигалайзу, MC Dynamite, некоторым другим коллективам. Многие думают, что я до сих пор продюсирую проекты своего сына (Кирилл Толмацкий, более известный как Децл - прим. автора), но я давно не участвую в его жизни вообще, и в творчестве в частности. Мне это неинтересно, мало того, у нас очень сложные взаимоотношения. Я вообще не знаю, чем он сегодня занимается.

Источник: "toppop.ru"